С 1 по 11 февраля 2022 года в нашей стране проводится традиционная Декада самопознания, которая завершается республиканским единым уроком самопознания на тему «Жизнь во имя любви». Урок посвящается общественной деятельности Сары Алпыскызы по утверждению общечеловеческих ценностей, развитию нравственно-духовного образования, продвижению Программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
Единый урок приурочен ко Дню рождения Сары Алпыскызы и направлен на развитие нравственно-духовного потенциала личности обучающихся, осознание ими важности следования в жизни нравственным ориентирам, развитие навыков служения обществу, самореализацию, саморазвитие, самопознание.
Тема урока: «Жизнь во имя любви».
Дата проведения: общереспубликанский открытый урок «Жизнь во имя любви» проводится 11 февраля 2022 года единовременно
в организациях образования всех уровней.
Участники: участниками республиканского единого урока самопознания будут воспитанники детских садов, учащиеся общеобразовательных школ, студенты колледжей.
Приглашенные: в качестве приглашенных гостей могут присутствовать общественные деятели, ветераны труда, пожилые люди, которым учащиеся оказывали помощь, ребята из детских домов, представители родительской общественности.
Урок проводит классный руководитель (воспитатель, куратор).
Продолжительность республиканского единого урока самопознания в средней школе, колледже – 40 минут, занятия в детском саду – 25 мин.
Информацию о проведении республиканского единого урока самопознания необходимо разместить в социальных сетях, на сайтах организаций образования.
Цель урока:
Задачи урока:
Оборудование и материалы: портрет автора Программы «Самопознание» Сары Алпыскызы, видеоролики, презентации, выставка творческих работ учащихся, выполненных в дни Декады самопознания; заготовки для творческой деятельности.
Рекомендуемые этапы урока:
1. Вступительное слово учителя (5 мин.).
2. Работа над цитатой урока (изречения из статей, выступлений Сары Алпыскызы) (5 мин.)
3. Рассказ учителя, работа над текстом, демонстрация видеоролика или презентации, отражающих деятельность Сары Алпыскызы по служению обществу (8 мин.)
4. Беседа духовно-нравственного содержания на основе представленного материала (7 мин.)
5. Творческая деятельность (15 мин.)
6. Коллективное исполнение песни (2 мин.)
7. Рефлексия (2 мин.)
8. Заключительное слово учителя.(1 мин.)
Рекомендации к проведению этапов урока
1.Вступительное слово учителя
Рекомендации: вступительное слово учителя содержит информацию о цели урока, роли Сары Алпыскызы как автора идеи возрождения общечеловеческих ценностей, значении программы «Самопознание» для каждого растущего человека, общества в целом, сегодняшнем этапе развития Программы.
2.Работа над цитатой урока
Рекомендации: Важно подобрать такую цитату, в которой отражалась бы ценность «любовь». Система приемов организации работы над цитатой может включать в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работой. Могут быть предложены такие задания:
Беседу по цитате можно провести в виде игры, например, собери цитату, вставь слово, замени слово и т.д.
3. Рассказ учителя, демонстрация видеоролика или презентации, отражающих деятельность Сары Алпыскызы по служению обществу
Рекомендации:
Рассказ учителя может содержать истории из жизни автора программы, ее мысли о служении, предназначении человека. В рассказе важно подчеркнуть искреннее желание Сары Алпыскызы раскрыть каждому растущему человеку, его родителям, педагогам важность понимания значения общечеловеческих ценностей, истинной природы человека, основой которой является любовь. Продолжительность – не более 5 мин
Для презентации (видеоролика) выбираются сюжеты о благотоврительной деятельности Сары Алпыскызы, фрагменты ее бесед с педагогами, учащимися. Во вступительном слове рекомендуется дать установку на последующее обсуждение увиденных сюжетов по вопросам, которые будут предложены по завершении просмотра. Продолжительность – не более 5 мин.
4. Беседа духовно-нравственного содержания по представленному материалу
Рекомендации:
При обсуждении представленного материала важно обратить внимание на то, правильно ли понято его содержание. Обязательной частью беседы должен стать разговор о качествах, которые проявились в поступках автора Программы «Самопознание». Важно помочь учащимся осознать, что основой этих нравственных качеств является бескорыстная любовь, и предложить ответить на вопросы: Каждый ли человек может дарить свою любовь людям? Почему вы так думаете? Что является мотивом проявления бескорыстной любви в жизни человека? Ключевым является вопрос, обращенный к личному опыту учащихся: Удается ли вам проявить любовь в повседневной жизни? Приведите примеры.
Подводя итоги беседы, педагогу важно подчеркнуть, что проявление любви – это добро, которое человек может совершить на своем месте, в конкретных условиях своей жизни. Любовь – проявление естественной природы человека, значит, совершая добрые поступки, ты становишься настоящим Человеком. Эту цель ставит перед нами автор программы «Самопознание», доказывая всей своей деятельностью следование этому жизненному принципу.
5. Творческая деятельность
Рекомендации:
Творческая деятельность является своеобразным подведением итогов Декады самопознания, поэтому предполагается предварительная подготовка к данному этапу работы на уроке. Рекомендуется до запланированного открытого урока определить формы проведения творческой деятельности и дать опережающие задания в группах: подготовить презентацию, рисованный фильм, сценку, видеоролик о проведенных акциях, ярмарках поделок, творческих конкурсах, трудовых десантах и т.д., которые особенно запомнились.
Творческую деятельность можно организовать в форме сбора идей добрых дел, которые воспитанники, учащиеся и студенты могли бы организовать в группе, классе, школе, на улице, во дворе.
1.Знакомство с правилами. Надо разработать правила и важно добиться того, чтобы все понимали эти правила одинаково и соблюдали их.
Творческие работы готовятся в группах, каждая из которых презентует свой результат на данном этапе урока. Группы можно создать по принципу стикеров разных цветов (красный цвет – одна группа, желтый – вторая и т.д.); по карточкам с номером группы; по желанию самих обучающихся.
Возможны и другие варианты объединения в группы. Учитель решает этот организационный вопрос, исходя из особенностей своих группы, класса.
В ходе презентации учащимся предоставляется возможность прокомментировать представляемый материал, ответить на вопросы учителя и других учащихся (воспитанников, студентов), гостей открытого урока.
По завершении презентации учитель проводит анализ творческой деятельности, приглашая к обсуждению всех присутствующих. Для этого он может использовать анкетирование, опросники, обращаясь при этом к информационным технологиям. Цель анализа – показать, что коллективные добрые дела объединяют, вдохновляют, меняют человека, мир вокруг него, помогают осмыслить великую силу бескорыстной любви, которую щедро дарит автор программы «Самопознание» Сары Алпыскызы.
6. Коллективное исполнение песен
Для коллективного исполнения выбираются песни, которые отличаются глубоким нравственно-духовным содержанием из числа исполняемых на уроке самопознания. (2 мин.).
7. Рефлексия
Рекомендации: Рекомендуем провести перспективную рефлексию – обдумывание, планирование будущего. Подготовка учащихся (воспитанников, студентов) к будущим событиям проводится через вопросы.
- Как я планирую проявлять бескорыстную любовь?
- Что я могу изменить сегодня?
- Как я могу принести пользу обществу?
Список книг и интернет-ресурсов, рекомендуемых к использованию
2. Назарбаева С.А. «Этика жизни». |
|
3. Назарбаева С.А. «Ұстаздан ұлағат». |
|
4. Назарбаева С.А. «Путь к себе». |
|
5. Назарбаева С.А. «Өзін-өзі тану маржандары/Жемчужины самопознания».
6. «Өзін-өзі тану» рухани-адамгершілік білім беру бағдарламасындағы мұғалімнің рөлі. «Бөбек» ҰҒПББСО.
7. Роль учителя в программе нравственно-духовного образования «Самопознание». ННПООЦ «Бөбек».
8. Адамзаттың рухани мұрасы (5-11 сын.). Мұғалімдерге арналған әдістемелік құрал. «Бөбек» ҰҒПББСО.
9. Духовное наследие человечества (5-11 кл.). Методическое пособие для учителей. ННПООЦ «Бөбек».
11. Азбука семейной жизни (9-11 кл.). Методическое пособие для учителей. ННПООЦ «Бөбек».
13. Культура лидерства (9-11 кл.). Методическое пособие для учителей. ННПООЦ «Бөбек».
14. Бірыңғай білім беру кеңістігінде «Өзін-өзі тану» рухани-адамгершілік бағдарламасымен ықпалдасқан тәжірибелік мектептерде сыныптан тыс жұмысты ұйымдастыру. Мұғалімдерге арналған әдістемелік құрал Мұғалімдерге арналған әдістемелік құрал. «Бөбек» ҰҒПББСО.
15. Организация внеклассной работы в пилотных школах с интеграцией программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в единое образовательное пространство. Методическое пособие для учителей. ННПООЦ «Бөбек».
16. «Өмір әдебі» курсы (Адамгершілік әліппесі – 1-4 сын.; Адамгершілік грамматикасы – 5-9 сын.; Ар-ұждан ілімі – 10-11 сын.). Мұғалімдерге арналған әдістемелік құрал. «Бөбек» ҰҒПББСО.
17. Курс «Этика жизни» (Азбука нравственности – 1-4 кл.; Грамматика нравственности 5-9 кл.; Наука совести – 10-11 кл.). Методическое пособие для учителей. ННПООЦ «Бөбек».
18. «Өзін-өзі тану» рухани-адамгершілік бағдарламасы бойынша бейіндік мектептегі элективті ықпалдасқан курстар. Өзін-өзі тану мұғалімдеріне арналған әдістемелік құрал. «Бөбек» ҰҒПББСО.
19. Элективные интегрированные курсы в профильной школе по программе нравственно-духовного образования «Самопознание». Методическое пособие для учителей самопознания. ННПООЦ «Бөбек.
20. www.ozin-ozi-tanu.kz