"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Оқжетпес ауылының жалпы орта білім беретін мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
  Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Окжетпес отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»  

СоцСети

    

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Әңгімелесу «Мамандық таңдаудағы біздің қалауымыз бен мүмкіндіктеріміз» (9-11 сынып оқушылары үшін)

Беседа "Наши желания и возможности в выборе профессии"

9, 10,11 классы

Цель: направить учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.

Задачи:

  • расширить общий кругозор учащихся;
  • познакомить с миром профессий;
  • развивать абстрактное мышление, навыки культурного поведения;
  • продолжить подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;
  • выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений;

Оформление: проектор, презентация, надписи на доске:

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека),

«Именно в труде и только в труде, велик человек» (М.Горький),

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П.Чехов)

 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

– Добрый день, ребята! Прежде чем начнем работу, давайте немного отдохнем после уроков, пообщаемся и настроимся на серьезный разговор.

Упражнение «Имена и качества»

Цель: преодоление тревожности участников, введение в групповую работу, создание позитивного эмоционального единства группы.

Процедура проведения. Участники тренинга сидят (стоят) в общем кругу. Ведущий обращается к участникам с просьбой представиться группе, назвав любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я  Сергей – серьезный». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «… это Сергей – серьезный, а я Бекзат– бережливый». Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.

Примечание. Обязательно нужно пояснить, что в случае, если вдруг кто-то не вспомнит информацию, которую сказали до него, группа обязательно его поддержит и подскажет.

Учитель: Ребята сегодня мы собрались вместе поговорить о профессиях. Наш классный час так и называется «Наши желания и возможности в выборе профессии». Не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. 
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, учителя, братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. 
Жизнь человека – череда многочисленных выборов, серьезных, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит ваш успех в работе. Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако, выбирая себе профессию, вы должны заранее представлять себе ее специфику и возможные трудности. 
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. 
Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы детей)

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. 
Однако не любой труд будет считаться профессиональным. Уборка и приготовление пищи в своем собственном доме не является профессиональной деятельностью, хотя их и можно назвать трудом. А вот такая же работа человека в детском саду, школе является профессиональным трудом. Если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то он любитель, а если зарабатывает себе этим на жизнь, то он профессиональный спортсмен. 
Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:

1. Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании 
2. Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода. 
Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как специальность.

Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. 
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.

Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Например, профессия – врач. Специальности – врач-хирург, врач-терапевт, врач-офтальмолог. Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург. Должность – главный врач, зав.отделением.

А много ли вы ребята знаете профессий? Я предлагаю вам ответить на вопросы:

1. Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр)
2. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
3. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог)
4. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь)
5. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец)
6. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер)
7. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер)
8. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик)
9. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант)
10. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер)
11. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог)
12. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист)
13. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер)
14. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном)
15. Работник торговли. (Продавец)
16. Рабочий на стройке. (Каменщик)
17. Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор)

Выбрать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его здоровье, интересах, склонностях, характере, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Например, человек, который хочет стать врачом, должен быть сам физически здоров и, конечно же, у него должно быть желание помогать людям.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое: Познай и изучи себя.

– здоровье; 
– интересы и склонности; 
– способности, знания и умения.

Правило второе: Узнай все о профессии:

– предмет, цель и условия труда; 
– пути получения профессии; 
– медицинские противопоказания; 
– требования профессии к личности (профессионально важные качества);
– актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

Выбор профессии, с одной стороны, – взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели? 
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Отметьте в путеводителе

Путеводитель рекомендаций в выборе профессий:

1. Свои склонности и интересы. 
2. Знания о профессиях и их востребованность. 
3 Уровень притязаний и самооценка. Под уровнем притязаний понимается сложность и достижимость цели, на которую человек претендует. Если притязания и реальные возможности имеют между собой большой разрыв, то они могут и не реализоваться.
4. Мнение родителей, семьи.
5.Личный профессиональный план (ЛПП). 
6. Способности и здоровье 
7. Позиция учителей, профессионалов.
8. Мнение сверстников.

В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий «хочу», «могу», «надо».

«Хочу» – (интересы и склонности). 
«Могу» – (способности, состояние здоровья). 
«Надо» – (потребности общества в кадрах).

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Упражнение «Моя будущая работа, профессия похожа на…»

Цель: развитие креативности, навыков рефлексии; вовлечение участников тренинга в дискуссию о проблеме профессионального выбора, об особенностях выбора будущей профессии и профессиональной деятельности.

Необходимый материал: непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга (Например, мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, набор скрепок, будильник и т.д.).

Процедура проведения. Все участники сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пакет с предметами. Каждый участник должен не глядя достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его будущая профессия похожа на этот предмет (например, «работа менеджера по продажам похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать малейшие детали» и т.д.).

Рефлексия. Педагог уточняет, что чувствовал участник, когда проводил ассоциацию выбранного им предмета с будущей профессией; хочет ли он что-либо добавить (или прокомментировать) к тому, что было уже им сказано; какие ощущения испытывает по окончании задания.

Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому, что, как известно, «под лежачий камень вода не течет». Еще Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

– Я предлагаю каждому из вас рассказать о своем профессиональном выборе, если конечно вы уже определились. Если вы остановили свой выбор на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху. Если кто не определился окончательно, может рассказать о любой профессии.

За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист

1) занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты.

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер

1) работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. Маркетолог

1) работает на рынке ценных бумаг;
2) тот, кто изучает рынок;
3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрейзер

1) ищет деньги и возможности для организаций;
2) фанат, которого занимает звезда;
3) изучает пути развития предприятия.

Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

5. PR-агент

1) связан с политикой;
2) специалист по рекламе и связям с общественностью;
3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR-агент – специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В Казахстане эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Дополнительный материал:

Самые востребованные профессии в Казахстане

С учетом данных Egov.kz, в РК востребованы следующие профессии: программист, инженер, оператор производства, врач, агроном, повар, логист, администратор, менеджер по продажам, маркетололг, педагог. Программист. В Казахстане наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Egov.kz отмечает востребованность прежде всего инженерных специальностей в сфере IT, нано - и биотехнологий, логистики.

 1. Менеджер и маркетолог

В условиях рыночной экономики, профессиональные специалисты сферы продаж всегда пользуются успехом. Представители всех профессии, которые так или иначе связаны с торговлей, в современном мире никогда не останутся без работы. 
Помимо, непосредственно, «продажников», стабильно требуются маркетологи, бренд-менеджеры и другие специалисты, которые занимаются рекламой и продвижением на рынке того или иного товара. 
Если Вы решили связать свою жизнь со сферой продаж, то Ваш выбор – экономические вузы. Закончив факультет организации рынка или ему подобные, Вы получите все необходимые навыки и умения для успешной работы.

2. IT-специалисты

В современном мире компьютер – это тот инструмент, без которого невозможно обойтись. Персональные компьютеры, ноутбуки, дизайнерские станции, сервера... Компьютеры везде. И, согласно всем прогнозам, компьютеризация будет только расти. Как следствие, будет повышаться и без того отличный спрос на людей, которые будут разрабатывать программное обеспечение, прокладывать и обслуживать локальные сети, заниматься проектировкой, тестированием и производством комплектующих. Системные администраторы, программисты, инженеры – вот те профессии, которые пользуются и будут пользоваться популярностью в любой отрасли. 
Для получения образования IT специалиста, Ваш выбор – технические вузы, направления прикладной математики, информационной безопасности, математического обеспечения и администрирования информационных систем.

3. Специалисты банковского дела

Постоянно появляются новые банки, открываются филиалы уже существующих учреждений... Банковская сфера – это очень популярная область деятельности в течение вот уже почти сотни лет. Кредитные эксперты, финансовые аналитики, бухгалтера и профессиональные менеджеры требуются практически постоянно. Но, следует учитывать, что наряду с высоким спросом на данные специальности, наблюдается также некоторое перенасыщение ими рынка вакансий. Очень многие молодые люди и девушки выбирают в качестве профессиональной деятельности именно экономику, что создает высокую конкуренцию. 
Решив связать свою жизнь с банковским делом, Вам нужно поступить в финансовый или экономический вуз.

4. Учитель, врач

В России всегда требуются и врачи, и педагоги. Закончив медицинский или педагогический университет, Вы можете быть уверены в том, что для Вас найдётся работа. 5. Инженеры, строители

Постоянное, непрерывное, возведение новых зданий обеспечивает высокую занятость всех профессий, связанных со строительством. Архитекторы, машинисты строительной техники, сварщики, инженеры... Все эти специальности гарантируют Ваше трудоустройство и стабильность материального положения.

Рынок труда имеет свойство постоянно изменяться, поэтому, необходимо уже сейчас задумываться над перспективами своего образования.

Все изменения, которые произойдут с человечеством в ближайшие 10 лет, повлекут за собой создание как минимум новых рабочих мест. Как максимум — появление новых профессий и областей деятельности. Главный трудовой тренд неизменен — все меньше людей будет занято на производстве, все больше будет оказывать другим людям услуги.

В ближайшие 10 лет (по прогнозам) появятся новые профессии:

  • специалист по труднодобываемым запасам нефти;
  • урбанист (спец. по развитию территорий);
  • эксперт в сфере альтернативной энергетики;
  • журналист-агрегатор;
  • селекционер, специалист по генной инженерии;
  • GR-менеджер (работа с гос.органами);
  • специалист по ведению бизнеса в странах Африки;
  • сиделка, геронтолог;
  • универсальный солдат;
  • эксперт по абсорбции, национальным и религиозным конфликтам.

– Ребята! Вот и подошел к концу наш классный час. Вопрос выбора профессии за один день не решить. Вы почерпнули интересную для себя информацию и задумаетесь над выбором.

– Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением:

Тысячи тропок готовит судьба, 
Сотни загадок в запасе хранит. 
Какой она будет – тропинка твоя 
Это тебе предсказать предстоит. 
Будешь ли ты водить корабли, 
Или секреты веков узнавать, 
Построишь ли мост от Луны до Земли 
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет. 
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Подведение итогов

 

Список литературы

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: Центр «Академия», 2005
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М.: ВАКО, 2005.
  4.     Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ А. Д. Сазонов, В. А. Сазонов, И. А. Сазонов. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.
  5. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. -  М.: Педагогика, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 19.09.2023 10:06
Құрылған күні: 19.09.2023 10:06

Текст