"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Оқжетпес ауылының жалпы орта білім беретін мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
  Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Окжетпес отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»  

СоцСети

    

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

7-8 сыныптарда кәсіптік бағдар беру әңгімесі «Мен қалаймын, істей аламын, маған керек»

Эпиграф: «…Все профессии важны,
Все профессии нужны!

Ведь профессий, друг мой, много!
Выбирай свою дорогу…»

Цели: углубить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Оформление доски: тема, эпиграф к классному часу.

Методы воспитательной работы: беседа, мини-лекция, игровые методы, решение проблемных ситуаций, психологический тренинг, психологическое тестирование, работа в парах.

Ход занятия

Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за определённый стол.

Учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.

Те, кто выбрали:

– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;

– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

Ребята называют общее, то ,что их объединяет, педагог– профориентатор  фиксирует на доске.

Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.

Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Начнём с игры. Какая команда назовёт больше профессий на заданные буквы.

На слайде даны буквы К, М, Ф, П. Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы.

Подводим итоги игры, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии.

Какие правила выбора профессии вы знаете?

  • Необходимо изучить как можно больше профессий
  • Важно изучить самого себя
  • Попробовать свои силы в выбранной профессии
  • Использовать свои таланты и способности в школьной жизни
  • При отсутствии указанного соответствия иметь запасной вариант
  • Выбрав профессию, проявлять настойчивость

Какие же ошибки при выборе профессии?

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
2. Бытующие мнения о престижности профессии
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Чтобы сделать обоснованный выбор профессии нужно:

- изучить себя и ответить на вопросы:

Какие у меня физические возможности, состояние здоровья?

Что я хочу (интересы, склонности, предпочтение)?

Что я могу (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?

Какой я (характер, особенности поведения)?

Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выясните, что привлекает Вас в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии.

Ознакомьтесь как можно с большим кругом профессий в избранном Вами направлении, выберите группу родственных профессий для углубленного изучения.

Выясните, что Вас прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.)

Сопоставьте свои возможности с требованиями по избранной Вами профессии.

Узнайте потребности Вашего села, района, области по избранной специальности.

Побеседуйте с представителями избранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться с условиями труда, выясните, какие качества личности необходимы.

Игра «Самый - самый».

Классный руководитель. Все профессии хороши. Давайте определим, в чём особенности некоторых профессий. Поиграем в игру «Самый-самый» (слайд 13). Некоторые вопросы будут шуточными.

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

Самая денежная (банкир, модель,....);

Самая волосатая (парикмахер, ....);

Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);

Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Самая общительная (журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник)

Самая опасная – (сапер, каскадер)

Самая бумажная – (бухгалтер, экономист, библиотекарь)

Далее проводит веселую игру “Правильно, неправильно. Он – она”.

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стрелок.)

8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

10. Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

  1. Разыгрывание сценки «Неправильный выбор профессии»

Ребятам раздаются роли, они разыгрывают ситуации неправильного выбора профессии, далее обсуждают каждую ситуацию.

Представим, что встретились на улице одноклассники и разговорились о том, куда пойдут учиться или работать после окончания школы.

  1. Я после школу пойду учиться на адвоката. Это сейчас престижно. Я в кино видел, так там молодой и симпатичный адвокат ходит с кожаным кейсом, работает в небоскрёбе и получает кучу денег.
  2. А я буду строителем. Потому что мой папа строитель! И брат строитель! Потому что мне помогут, подскажут, что и как, потому что о других направлениях я ничего не знаю.
  3. А мне родители сказали поступать в медицинский, хотя я бы лучше пошла в театральный. Но родители говорят, что не будут оплачивать мою учёбу, если я не сделаю, как они хотят.
  4. А я решила, что в местное училище буду поступать, там все мои друзья учатся.
  5. Я вообще не знаю. Куда возьмут, туда и пойду.
  6. Ну а я в художку хочу поступить, потому что рисую лучше всех в классе.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду (слайд 16). Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).

Подведение итогов.

Мы сегодня назвали очень много различных профессий, специальностей. Но кроме названия нужно знать и особенности каждого из этих видов деятельности. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. В этом могут помочь специальные справочники, книги, службы профессиональной ориентации, а также рассказы опытных людей, работающих в данной профессии. Чем больше вы будете знать об интересующей вас профессии, чем правдивее и точнее будет эта информация, тем меньше вероятность разочарования и выбор будет по-настоящему осознанный.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться» (слайд 28).

XII. Рефлексия

Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали? Учащиеся отвечают.

XIII. Заключительное слово

Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский (слайд 29) «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет». Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".

Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

В заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

 

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.

 

 

 

Жаңартылған күні: 19.09.2023 09:49
Құрылған күні: 19.09.2023 09:49

Текст