"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Оқжетпес ауылының жалпы орта білім беретін мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
  Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Окжетпес отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»  

СоцСети

    

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

9-11 сыныпта «Мамандық таңдау» тақырыбында әңгіме

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

Цели: 1. Дать детям представление о нравственной основе профес­сионального выбора.  

 2. Расширить представление детей о мире профессий, о про­фессиональном самоопределении.

3. Формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией.

4. Побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбо­ру профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению це­лей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Технические средства: компьютер, интерактивная доска, презентация «Выбор профессии».

Ход беседы.

Ребята! Сегодня у нас с вами очень важная беседа. Мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий. Скоро вы получите первый до­кумент об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор

Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека, древнеримский философ.

 

 

Труд освобождает нас от трёх зол: скуки, порока, нужды.

Вольтер, французский философ.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древних философов?

В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в восьмом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение по выбранной специальности в техникуме или колледже. Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Мало выбрать престижную профессию. Важно еще, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда.

Информационный блок «Самый лучший выбор».

Итак, профессий в мире де­сятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо». 

Как правильно выбрать профессию? Вот что я вам советую

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важ­ных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психо­логических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окруж­ностей.          (слайд №9).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - ре­альные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, воз­можности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

 (У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание)

Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

 Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

Помочь определиться с профессией может изучение своей личности, индивидуальных особенностей и предрасположенностей. Основными факторами, условиями выбора профессии являются интересы, способности, состояние здоровья выбирающего профессию и потребности общества. Условно эти составляющие можно обозначить как хочу, могу, надо.

Сочетание этих трех важных аспектов поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека.

Заполните таблицу и подумайте, какие профессии вам подходят больше всего.   

Определи своё ХОЧУ

Определи своѐ МОГУ

НАДО

Правильный

выбор

профессии

Хочу – это интересы и склонности.

Напишите все, что

вам нравится, к

чему лежит ваша

душа.

Могу – это способности, состояние здоровья.

Напишите все, что

вам по силам, по

способностям.

Надо – это потребности общества.

 

Какие профессии тебе подходят

Что тебе нравится делать?

Что у тебя получается делать лучше всего?

Проанализируй какие профессии востребованы на рынке труда.

Чему ты хотел бы научиться?

Какие способности у тебя развиты уже сейчас?

 

Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним её.                   

 1.Человек – природа: (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог, лесник.)

 2.Человек – техника: люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик).

3.Человек – человек: обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод).

 4.Человек – знаковая система: люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ).

 5.Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт).

Найди профессии.

 Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

-                 школьная парта (первая группа);

-                 школьный учебник (вторая группа);

-                 булочка (третья группа);

-                 фарфоровая чашка (четвертая группа);

-                джинсы (пятая группа).

(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.) Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, кон­структор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.) О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы при­числим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окру­жает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

Оцени профессии.

Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:                                                                                             

-    нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

-     полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, мате­матика);

-   щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

-   тщетные науки (алхимия, астрология);

-    вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)

Интерактивная беседа.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии ?(Ответы детей.)

Итак, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприя­тия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

-                 Нужно получить 2-3 образования.

-                 Нужно овладеть смежными специальностями.

-                 Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

-                 Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

Незавершенные предложения.

Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работ­ники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения (время обсуждения  – 5 минут).     

-    1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложе­ние.

-    2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение.

-    3 группа. Вы - выпускники 11 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение.

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа? (Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

 «За» и «против».

Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.

 Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

 1.Работа имеет огромное общественное значение;

2.Высокая заработная плата;

3.Встречи с интересными людьми;

4.Командировки, дающие возможность многое увидеть;

5.Использование современной техники.

 Пессимист:

 1.Трудности, связанные с устройством на работу;

2.Частые командировки, осложняющие личную жизнь;

3.Трудности получения образования (наличие печатных работ);

4.Большая ответственность;

5.Нервные перегрузки;

6.Ненормированный рабочий день;

7.Постоянное общение с людьми. 

Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

Заключительная беседа

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

-               Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

-               Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

-                Найти применение своим талантам.

-                Найти свое призвание.

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он мо­жет продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).

11. Подведение итогов (рефлексия).   

Одобряете ли вы профессио­нальный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сего­дняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей)

Продолжите фразу: «На сегодняшнем занятии я…..». «Новым для меня было…». «Для себя я возьму…»

Тропинка

Людмила Саматова

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет – тропинка твоя,

Это тебе предсказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли,

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном, самым смешным,

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе –

…………………………………………

 

Жаңартылған күні: 19.09.2023 10:08
Құрылған күні: 19.09.2023 10:08

Текст