"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Оқжетпес ауылының жалпы орта білім беретін мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
  Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Окжетпес отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»  

СоцСети

    

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

9-11 сынып оқушыларына арналған «Мамандықтар әлемі» кәсіптік бағдар беру ойыны

Цель и задачи:
- познакомить старшеклассников с информацией о разнообразии профессий, статистикой и правилах выбора
- оказать психолого-педагогическую поддержку учащимся
- оказать помощь подросткам в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий
Участники: обучающиеся старшего школьного возраста (9-11 классы)
Оборудование и реквизит:
- мультимедийная аппаратура (проектор, экран, ноутбук, колонки),
- листы формата А-4, ручки, маркеры, жетоны участникам игры,
- музыкальное оформление (песни о профессиях).

Ход мероприятия

Где родился – там и пригодился.(народная мудрость)
1. Организационный  момент.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята.
Я рада приветствовать вас на  профориентационной игре с элементами тренинга «Мир профессий».
Профессиональная деятельность человека занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке туда.

2. Ассоциация
Учитель: Давайте для начала сейчас попробуем ответить на вопрос: "Что же такое профессия?". Напишите на листе свои ассоциации с этим словом.
(Профессия - работа, специальность, доход, занятие, деятельность, труд, любимое дело, зарплата)
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков
Тренинг «Рука судьбы»

(Проводит учитель)

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.

 

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным.

А кто и что поможет сделать выбор?

3.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

УчительОдин ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

 

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Учитель

-Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но, как же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии»

Учитель:

Итак, вы собрались принять решение относительно конкретной профессии или места выбора. При выборе профессии нужно ориентироваться на 3 важные вещи:

 

-Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в задачу урока: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами «хочу», «могу» и «надо», получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

(Слайд № 9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

1) ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Определите профессиональные интересы и склонности. Ваше «ХОЧУ».

Сформулировать свои желания и профессиональные устремления вам поможет предлагаемый ниже список высказываний:

  • Я абсолютно убежден, что я хочу…
  • Я вижу свою цель в том, чтобы…
  • Я могу достичь успеха в …
  • В работе я удовлетворю свое желание…
  • Мне хорошо быть…
  • Я мечтаю…
  • (можно письменно продолжить эти высказывания)

2) МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям;

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, и успех в карьере определяется не только тем, что вы хотите делать, каковы ваши возможности, но и чему вы можете научиться. Оцените свои профессиональные качества, здоровье, способности.

3) НАДО - это все, что нужно для общества, страны.

Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти работу, каково сегодня «НАДО». Если вы будете игнорировать этот момент, то, окончив учебное заведение и получив диплом, вы рискуете остаться без работы и стать ненужным человеком на рынке труда.

  • Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?

Талант (как высшая степень развития способностей):

«Вообще говоря, талант – очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С.Макаренко).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

  • Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?
  • Как вы добиваетесь поставленной цели?

 

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И.Шаляпин).

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, – зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье – корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются                    главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимость, смелость, грубость, ненависть, уверенность в себе, гнев, уравновешенность,  злость, мстительность,  хамство,  уважение к людям, гордыня, сочувствие, лицемерие, жизнерадостность,  равнодушие, совесть, ответственность, долг.                                                                              

Вычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.

Аргументированные ответы детей.

  • Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызывать ваше уважение?
  1. Упражнение «Круг».

Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.

  1. Упражнение «Поддержка друзей».

Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные  черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями ваших одноклассников. Вы вытягиваете листочки и называете качество, которое  необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).

  1. Упражнение «возьму к себе».

Вы должны выбрать из всей группы двух человек, которых взяли бы к себе на работу, если бы вы были директором компании. Имена  одноклассников написать на бумажке и кратко написать –почему.

 Молодцы! Спасибо!

Юность – пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью – это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

  • Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?

 

Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Один парень мечтал стать врачом, но, к сожалению, после школы не поступил в медицинский университет. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться санитаром в больницу.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты – отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты.

Хочу прочитать слова Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»: « нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».

Игра "Самая-самая". Отгадать профессии:

- самая сладкая; (кондитер)

- самая денежная; (банкир)

- самая человечная; (учитель, врач)

- самая детская; (воспитатель, педиатр)

- самая серьезная; (судья)

- самая вкусная. (повар)

Тестирование

Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

 

 

 

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость.  Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди  способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге Елизаветы Николаевны Прощицкой «Выбирайте профессию».

Анкетирование

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 19.09.2023 10:03
Құрылған күні: 19.09.2023 10:03

Текст