Детская игра – это некая необходимость, которая обуславливает весь ход психического развития ребёнка.
«Как будто»
Игра – это та деятельность, которая связана с построением некоторой воображаемой ситуации, когда реальное и воображаемое (подозреваемое, предполагаемое) действия расходятся. То есть, когда ребёнок не просто действует с предметами, а когда за этими действиями стоит какой-то другой план. Детские «понарошку» и «давай, как будто» – это ключ к пониманию игры, а также «зародыш» самостоятельной мысли и внутреннего плана действия.
В создании воображаемого плана действий ребёнок опирается на действие с реальными предметами – он должен что-то держать в руках. Но это «что-то» приобретает совершенно другое значение. Допустим карандаш или любая палочка. Ребёнок отлично понимает, что это карандаш, но он придаёт этому карандашу другое значение и говорит: «Давай-ка, это будет ракета». И он уже не рисует этим карандашом, а изображает, как «ракета летит» вверх. Или: «Давай, это будет градусник». И он уже действует с этим карандашом не как с ракетой или карандашом, а как с градусником – «измеряет» температуру, потом смотрит, что получилось. Этот карандаш может быть и ползающим червяком, и прыгающим человечком, и режущим ножом, и флагом. То есть, переименование предмета и придание ему нового смысла порождает совершенно новую ВООБРАЖАЕМУЮ ситуацию, в которой этот предмет приобретает совершенно не свойственную ему другую новую функцию. При этом действие с этим предметом идёт не от самого предмета, а от собственной мысли ребёнка.
Период от 3-х до 7-ми лет предрасположен к тому, что дети создают воображаемые ситуации, погружаются в них и проживают их очень эмоционально. Ребёнок очень легко переименовывает предметы, видит в одном другое и верит в это. Для него воображаемая ситуация так же эмоционально значима, как и реальная. Но это отнюдь не значит, что он не делает грань между реальностью и игрой – выражение «как будто» как раз и говорит о понимании ребёнком этой грани.
Приобщение к игре
Способность переименования предмета и создания воображаемой ситуации сама собой не появляется, к игре необходимо приобщать, т.е. открыть этот новый способ видения окружающего мира. Ребёнок с которым никто никогда так не играл, никогда сам так не заиграет. Если раньше такие дети были в основном в детских домах, то сейчас, увы, всё чаще вырастают дети, которые не понимают, что такое «как будто» и «понарошку».
В возрасте 2 года детская игра имеет реалистичный предметный характер (ребёнок кормит куклу, причёсывает её, одевает-раздевает, укладывает спать) и вроде бы играет, как говорят взрослые. Но это игра не совсем та игра, о которой мы сейчас с вами говорим. Потому что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО кормит куклу. Никакого второго плана за этим нет. Он ничего не воображает, ничего не представляет, всё делает «взаправду». У некоторых детей игра такой и остаётся, если им не показать возможность перехода в новую воображаемую реальность. То есть, например, если нет ложки, то показать, что куклу можно кормить не только ложкой, но и палочкой. Или предложить угостить её конфеткой. Сначала дети напряжённо к этому относятся. Они не понимают, как можно угостить конфетой куклу, если этой конфеты нет, или бегут на кухню за настоящей конфетой. Взрослый же показывает, что конфетой может быть вот эта бумажка. А потом показать, что конфеткой может быть не только эта бумажка, но и кусочек другой бумажки, и шарик, и пуговица и т.д. И что супчик можно варить из всяких там бумажек, колечек, кружочков, палочек, кусочков ткани и других предметов-заместителей, то есть предметов, замещающих ТО, ЧЕГО НЕТ. Ребёнок сначала подражает, а затем начинает вносить что-то своё. При чём поначалу игровое (воображаемое) и реальное название предмета у ребёнка одно и тоже. То есть, например, он «варит» супчик в кастрюльке из бумажек, а когда его спрашивают «что у тебя там варится?» отвечает «бумажки». Тут в его сознании возникает противоречие – вроде как я варю суп, а в нём какие-то бумажки, какая-то «нестыковка». А затем возникает понимание: раз мы действуем с этим предметом, как с супом, то, наверное, это может быть супом. И через какое-то время ребёнок начинает в этом предмете видеть не его реальное значение, а воображаемое.
Для приобщения ребёнка к такой игре очень важно эмоциональная включённость взрослого, а не сухое повествование «давай, это у нас будет ложка». То есть, у нас должны быть эмоции, сопереживание этой кукле, мы сами должны верить в это, и тогда ребёнок тоже заражается это верой и вступает в новое воображаемое пространство игры.В этом планелучшими учителями игры выступают старшие дети (безо всяких педагогических приёмов и актёрского мастерства).