Цель:
· Сплочение классного коллектива.
· Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных
отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: ручки, листы с именами, цветные карандаши, листы со словами (для упражнения
3). Участникитренинга расположены по кругу.
Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала
вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила.
Ритуал приветствия.
Участники делятся на 4 группы под названием «Берёза», «Осина», «Тополь», «Ель». После деления
каждая группа должны придумать оригинальный способ здороваться.
1 упражнение.
«Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру.
Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?
2 упражнение
«Модель идеального класса», «Модель реальной группы»
Беседа
Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества,
необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность,
юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.
Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе.
После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества
группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».
3 упражнение
«Понятия»
Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое
качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку На листах формат
А4 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.
Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:
1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия
Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают
презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны
при добавлении другими командами.
5 упражнение
«Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания
тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они
предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятия-тренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива
5 класс с государственным языком обучения